Анатолий Штрыголь: “Наши воспитанники играют где угодно, но не в Полтаве”
Известная фраза – кто не помнит своего прошлого, не имеет будущего – наверное, не утратит своей актуальности никогда. Историю нужно помнить всегда и, чтить тех, кто ее творил.
Анатолий Иванович Штрыголь, человек, который приносил славу полтавскому футболу в далеких 50-60 годах. Он один из не многих полтавчан, которые смогли заиграть в ведущих советских командах и попасть в сборную. Сейчас ветеран футбола продолжает активно трудиться на благо развития физкультуры и спорта на кафедре физического воспитания Полтавского университета потребительской кооперации, а также возглавляет областную ячейку всеукраинской футбольной ассоциации студентов.
– Анатолий Иванович, как дела у ветеранов футбола?
– Прежде чем ответить на ваш вопрос, хочу сразу же затронуть главную на сегодня тему. Мне, да и многим моим коллегам-ветеранам сейчас очень прискорбно наблюдать за тем, как развивается футбол у нас в регионе. Мы – люди, воспитанные в послевоенный период. Нам тогда совсем, практически, негде было заниматься, но то, что происходит сейчас вообще ужасно. В наше время были стадионы “Динамо”, “Локомотив”, “Трудовые резервы”, стадион в Авиагородке. На этих полях играли все: дети, юноши, взрослые, не смотря на то, что не было ни мячей, ни спортивной формы. Я и мои друзья-футболисты, например, сами себя воспитали. У нас не было тренера, и тем не менее мы достигали высоких результатов. Меня первого из полтавских футболистов пригласили в команду мастеров “Локомотив” (Москва). Сравнивая те времена и теперешние, кажется, что это небо и земля. Несмотря на то, что в стране есть программа развития футбола, подписанная премьер-министром, уровень развития крайне слаб. Материально-техническая база отсутствует напрочь.
В наше время мы начинали каждый год играть в марте, и проводили традиционный турнир на поле в Крутом Берегу. Качество этих площадок оставляло желать лучшего, и когда за эти площадки взялся клуб, мы радовались, что, наконец-то, их приведут в порядок. Сделали, а что дальше? Туда же никого не пускают. Где тренироваться детям? Такая же ситуация и со стадионами “Локомотив” и “Динамо”. На запасном поле стадиона “Ворскла”, единственном, практически месте, где могут тренироваться детские команды – уже который год гробят детей, которые дышать пылью на гаревом поле. Это хуже, чем в шахте в Донецке. Как же можно так не воспитывать молодое поколение, а гробить его? Хотелось, чтобы городские власти были заинтересованы в том, чтобы футбол развивался. К примеру, поле в Авиагородке. Гарнизон, вроде бы, расформирован. На базе этого стадиона можно создать прекрасную базу для детских и юношеских команд.
Единственное поле, где проводились городские соревнования – стадион на Климовке. Мало того, что оно не пригодно для проведения матчей, и его сейчас закрыли и никого не пускают.
Я, как вам известно, возглавляю областную ячейку всеукраинской футбольной ассоциации студентов. Сейчас создана студенческая футбольная лига и есть мысли участвовать как во всеукраинском чемпионате, так и проводить свои региональные соревнования среди студентов. Но опять же вопрос: “Где играть?”. Получается замкнутый круг. Условий для развития студенческого футбола в Полтаве нет. Хотя, несмотря на это, команда Университета потребительской кооперации примет участие в 2007 году в Студенческой лиге. Нам идет навстречу и ректор вуза Алексей Нестуля, который поддержал эту идею. Когда я разговариваю с ректорами вузов всегда говорю: “Уважаемые профессоры и академики, вы работаете не с пенсионерами, а с молодежью, а для нее вопрос развития спорта и физической культуры должен быть вопросом номер один”.
– Как бы вы оценили нынешнее состояние дел в профессиональном полтавском футболе?
– Говоря о делах нашей ведущей команды “Ворскла”, я могу сравнивать с тем, что было. Когда я из Полтавы попал в московский “Локомотив”, его возглавлял известный тренер Борис Андреевич Аркадьев. Мне повезло в том, что он привил мне настоящую любовь к этой игре. Его работа была направлена на то, чтобы воспитать своих футболистов. Он искал талантливую молодежь и делал из них мастеров. И это – пример для подражания. Если сравнивать с нынешним футболом, то я могу сказать одно. Я уважаю Виктора Носова, но, тем не менее, он, став главным тренером этой команды, изменил свое мнение насчет того, что нужно больше доверять своим, талантливым полтавским ребятам, а они у нас есть. Полтавщина всегда славилась тем, что у нас росло много хорошей молодежи. Сейчас же картина совсем иная. Приходишь на стадион – и не знаешь не то, что в лицо игрока, а не знаешь его фамилии. Когда мы играли, нас узнавали в городе, люди подходили, интересовались тем, как дела. Сейчас же люди не знают футболистов, не могут с ними встретиться. Самое главное то, что наши воспитанники не играют в Полтаве. Они защищают цвета каких угодно городов, но не своего родного. Здесь же выступают албанцы, сербы, хорваты и так далее. Неужели украинские игроки хуже албанских? Когда кто-то слышал об албанском футболе? Оказывается их футболисты лучше наших. Былые успехи полтавской команды принадлежат, в первую очередь, нашим полтавским футболистам. Их усилиями команда добивалась громких побед.
– Как руководство клуба относится к ветеранам?
– Это вообще отдельная и очень больная тема. Простой пример. Я и многие мои друзья – мы всю жизнь отдали футболу и ее половину – полтавской команде. Сейчас же нам клуб даже билет не может выделить на стадион. Я в состоянии его купить и сам, но сама позиция клуба унизительна по отношению к ветеранам. Я принципиально не хожу на этот футбол, потому что нас там не ждут. Ветеранов не так и много осталось в живых. Почему бы им не выделить нормальные места на стадионе, разослать пригласительные на сезон? Как мы видим, в Полтаве это никому не надо. Было бы неплохо создать совет ветеранов, который мог бы помочь в развитии клуба. “Ворскла” же развивается сама по себе, общественность им не нужна. Вопрос клубного музея или чего-то подобного вообще не обсуждается. В Полтаве в клубе работают люди, которые не знают истории клуба или делают вид, что забыли ее напрочь.
– Какие моменты из вашей футбольной карьеры запомнились больше всего?
– Я начинал играть в 1948 году в юношеской команде полтавского “Локомотива”. Когда меня пригласили в Москву, мне посчастливилось поработать с настоящими мастерами. Именно Борис Аркадьев научил меня работать с людьми, что очень помогло в дальнейшей жизни. Во время службы в армии, я играл за киевский СКА, который тренировал Виктор Честохвалов. В 1957 году меня включили в сборную СССР класса “Б”. В этой сборной, которую возглавляли Александр Пономарев и Константин Бесков, я играл рядом с такими футболистами, как Виктор Понедельник, Василий Турянчик, Борис Потанов, Виталий Щербаков. К сожалению, уже в 30 лет мне пришлось закончить выступать. Не позволили дальше играть многочисленные травмы. Далее тренировал “Колос” вместе с Алпатовым, а позже перешел на преподавательскую работу.
Удалось мне сыграть два матча за киевское “Динамо” на международном уровне. Меня пригласили выступить в поединках со сборной Ирана и “Аустрией”. Рядом играли Лобановский, Базилевич и другие знаменитости.
Что касается полтавской карьеры, то запомнились товарищеские матчи с тем же киевским “Динамо”. Мне удалось забить два мяча Виктору Банникову, когда Полтава выиграла 3:2. В игре с ветеранами московского “Динамо” мне удалось огорчить знаменитого Алексея Хомича. Было очень много запоминающихся моментов. Например, играли мы в Луганске на Кубок. В первом тайме мне удалось забить гол с центра поля. Я увидел, что вратарь покинул “рамку” и сильно пробил. Попал я в перекладину, мяч срикошетил в голову вратаря, а потом в ворота. В игре с Днепродзержинском удалось забить красивый гол в падении через себя. После подачи справа мяч срезался с ноги у Попиневского и я, находясь спиной к воротам, удачно пробил с 11-метровой отметки. Много было запоминающихся моментов за футбольную карьеру. Самое же главное, что во всех командах у нас был настоящий коллектив. Сейчас, это, к сожалению, большая редкость.
Дмитрий ГОВТВЯНИЦА, “Полтавщина Спорт”
вологість:
тиск:
вітер: