Валерий Богданец: Наш человек в сборной России
Болельщики со стажем прекрасно помнят полузащитника «Ворсклы» 80-х годов минувшего столетия Валерия Богданца. Сегодня он, не найдя достойного применения своим знаниям и умениям дома, трудится в соседней России. И не просто трудится — Богданец попал в особую футбольную «касту» специалистов, работающих с национальными сборными командами. Наш земляк помогает известному в прошлом форварду московского «Торпедо» Андрею Талалаеву в работе с командой 16-летних российских юношей. Свой отпуск Валерий, как обычно, провел в Полтаве, где имеет собственный дом.
– Живу в Смоленске, – начинает свой рассказ Валерий. Основное место моей работы – Академия физической культуры и спорта, где я тружусь старшим преподавателем на кафедре теории и методики футбола и хоккея. В 2005 году защитил кандидатскую диссертацию.
– Тему кандидатской сходу вспомните?
– Пожалуйста. “Методика начального обучения техники владения мячом с учетом двигательной асимметрии у юных футболистов 7-10 лет”.
– Что такое “двигательная асимметрия”?
– Если не вдаваться в подробности, описание которых может занять слишком много газетной площади, то скажу, что у многих игроков есть “удобная” нога, а есть “неудобная”. В современном футболе этот фактор играет немаловажную роль.
– Вы ведь еще и детей тренируете?
– Конечно. У меня в спортклубе занимаются две группы – ребята 1989 и 1994 годов рождения. Благодаря работе с детьми и состоялось мое знакомство с Андреем Талалаевым.
– Как это произошло?
– Мы играли отборочный турнир российского первенства и наши с Андреем команды пересеклись по ходу соревнований. Мы много общались и поняли, что наши взгляды на футбол, в основном, совпадают. Мы с Талалаевым поняли, что являемся людьми одного круга, но после турнира около пяти лет общались друг с другом исключительно по телефону. Тогда он был начинающий тренер, а Сейчас возглавляет юношескую сборную России. Более того, Андрей – весьма влиятельная фигура в РФС, к его мнению многие прислушиваются.
– Надо понимать, у вас с Талалаевым сложились хорошие отношения, раз он предложил место своего ассистента в сборной?
– У нас действительно отличные дружеские отношения. Тапалаев – прекрасный человек и грамотный специалист. В свое время он поиграл в Италии, выучил язык, а когда московский “Спартак” тренировал Невио Скала Андрей помогал ему в работе с красно-белыми. Возглавив сборную, Андрей предложил мне работать с ним. Конечно, для меня это предложение было очень лестным, ведь не так много в самой России тренеров, которым удается поработать со сборными. Талалаева, насколько мне известно, отговаривали, пытались предлагать другие кандидатуры, но Андрей посчитал нужным меня отстоять. Первое время в работе он ко мне присматривался, но затем убедился, что наши взгляды на современный футбол во многом совпадают. Но, конечно, и без споров не обходится – мы ведь занимаемся творческим процессом. Тем не менее, всегда пытаюсь обстоятельно доказать свою точку зрения. К себе в работе стараюсь относиться самокритично. По большому счету, в моей жизни кроме футбола ничего больше нет.
– Какие ближайшие планы вашей с Талалаевым сборной?
– Если попадем в квартет лучших на континенте, то через два года отправимся на чемпионат мира. Впрочем, так далеко стараюсь не заглядывать – всякое в жизни может быть. В российской сборной я работаю по договору.
– Талантливые ребята есть?
– Есть, но их, к сожалению, мало. Мы сегодня пожинаем плоды тех провалов в детском футболе, которые были несколько лет назад и остаются во многих местах, как в России, так и в Украине. Без элементарных условий -полей, залов, мячей, хороших игроков подготовить нельзя. Многие пытаются реализовать себя в других областях, не связанных со спортом. Впрочем, в России сейчас условия для занятий футболом улучшаются. В свое время я очень хотел открыть в Полтаве частную футбольную школу, но не сумел найти инвесторов, которые были бы готовы вложить деньги и ждать отдачу.
– Вам довелось поиграть в разных командах. Какой след оставила в вашей судьбе “Ворскла”?
– Болельщики помнят, какая прекрасная команда подобралась в Полтаве в 1988-м, когда мы заняли второе место в своей зоне второй союзной лиги. Резник, Шарий, Иванченко, Лукаш, Ходырев, Китайко – прекрасный симбиоз опытных и молодых игроков. Думаю, мы могли бы тогда достичь и большего. Моей по духу была и смоленская “Искра”, где довелось поиграть рядом с такими мастерами, как Шавло, Новиков, Калашников, Городов, Башкиров. Команда исповедовала комбинационный стиль игры, в отличие, скажем, от “Нистру” – в Кишиневе у нас было больше беготни, чем игры, да и смена поколений в коллективе стала процессом до вольно болезненным.
Станислав МАЙЗУС, “Полтавщина. Спорт”
вологість:
тиск:
вітер: