Інтерв'ю гравців, тренерів - 16-09-2018, 06:09 - admin 1966

Евгений Песков: «Уходил из «Ворсклы» со слезами на глазах»

Интервью с бывшим защитником "Ворсклы" Евгением Песковым.
Евгений Песков: «Уходил из «Ворсклы» со слезами на глазах»

Он всегда был на виду у запорожских тренеров, но никогда не играл в «Металлурге». Капитан от природы, раздражитель для «Шахтера» и настоящий кубковый боец – Евгений Песков долго шел к своей футбольной мечте. Не получив должного внимания в Запорожье, его футбольный талант раскрылся за пределами родного города. Сейчас 36-летний ветеран, прошедший школу Сергея Пучкова и Николая Павлова, вернулся в аматорский футбол, где помогает запорожскому «Мотору» добиваться исторических побед. О том, как из скромного «Уголька» Евгений Песков добрался до полтавской «Ворсклы» мы расскажем в этом интервью.

– Евгений, можете вспомнить те времена, когда зарождалась ваша футбольная карьера в Запорожье?

Футбол мне нравился с самого детства – постоянно играл во дворе, потом начал заниматься в ДЮСШ «Кристалл». Вскоре забросил, пробовал себя в других видах спорта – гимнастика, борьба. Но к футболу меня все равно тянуло, поэтому снова пришел в секцию на своем Шевченковском районе. Дальше перешел в школу запорожского «Торпедо», куда направил меня Владимир Марков. Был недобор ребят  81-го года рождения, так что брали почти всех. Отдельно тренера по этому возрасту не было, занимался у Андрея Владимировича Воробца, потом были другие, что даже не помню их фамилии, но выпускал мой класс Николай Николаевич Сеновалов. Мне не повезло, потому что в выпускном классе я сильно заболел. Тогда в «Торпедо» набирали молодых ребят, я попал в заявку на первый матч, но дальше команда прекратила существование, а я все лето провел в больнице.

– Получается, что дорогу в профессиональный футбол вам дала неизвестная теперь для многих команда – «Уголёк» из Донецкой области?

После распада «Торпедо» я остался в Запорожье. Пока болел, остальные ребята искали команды и уезжали в другие города. Потом я тренировался с «Мотором», который выступал в чемпионате области и города, но конечно хотелось большего. Так и получилось, что поехали с ребятами на просмотр в команду Второй лиги. Там обещали нормальные условия и зарплаты, но, как зачастую и происходит – получилось наоборот. Еще до окончания сезона я покинул «Уголёк» и снова вернулся в «Мотор». Не помню сколько прошло времени, но потом отправились снова на просмотр в другой город, где тренером был Сергей Пучков.

– Забегая наперед, получается, что это знакомство во многом стало определяющим. Именно он разглядел потенциал и дал шанс проявить себя на всю страну?

Там получилась целая история, но по факту так и есть. Когда я ехал в «Черкассы» на просмотр, где работал Сергей Пучков, изначально все складывалось неплохо. Команда готовилась ко Второй лиге, я прошел с ними на сборы, но прямо перед сезоном произошла смена тренера. Пучкова, с которым мы работали, сняли, а назначили Александра Щербакова. Он сказал, что я не подхожу, и мне ничего не оставалось делать как снова ехать в Запорожье. Но на этом моя история в Черкассах не закончилась. Там остались мои документы. Почему-то сложно было их забрать: кому не позвоню – все перекладывают обязанности друг на друга. Дошло уже до того, что я стал звонить Сергею Пучкову. Спустя некоторое время после очередного звонка Сергей Валентинович мне говорит – ты не спеши забирать все документы, поедешь со мной в херсонский «Кристалл».

«Пучков вселил веру, что мы можем обыграть даже «Шахтер»

Не скажу, что в Херсоне были самые лучшие условия в бытовом и финансовом плане. Но фактор тренера играл свою роль. Не все могли привыкнуть в его своеобразным занятиям и упражнениям. Он долго объяснял как работает тактика в три защитника, сколько нужно сделать прострельных передач с фланга, если этого не понимали – сразу отправлял домой. Те, кто схватывал на лету – оставались. Мы начали показывать хорошие результаты. На Пучкова обращали внимание другие клубы с амбициями. Так и получилось, что ему предложили работу в «Севастополе». Пятерых игроков, включая меня, он забрал вместе с собой.

Самый памятный сезон был связан с Кубком Украины. Мы тогда представляли Вторую лигу, но сумели навести такого шороху. Очень уверенно выбивали команды Первой лиги – «Нефтянник» и «Волынь», обыграли донецкий «Металлург», который представлял Высшую лигу. На стадии четвертьфинала нам попался «Шахтер». Сергей Пучков вселил веру, что мы можем обыграть даже такого противника. Первый матч был успешным, хоть и закончился со счетом 0:1. На пресс-конференции Сергей Валентинович заявил, что мы обыграем их в Донецке. Наверное, это высказывание разозлило горняков, потому что в ответной игре мы пропустили аж шесть голов.

– Дальнейшая судьба привела вас в полтавскую «Ворсклу», где вы раскрылись уже как игрок Премьер лиги. Сергей Пучков тоже повлиял на ваш переход?

Каким-то образом может и да. В «Севастополе» мы заслужили своей игрой внимание со стороны других клубов и селекционеров. Точно также и тренер своей работой. Понятно, что за нами следили. Во всяком случае я знал, что мной интересуется симферопольская «Таврия» и полтавская «Ворскла». Думаю, что успешное выступление с «Севастополем» в Кубке Украины стало хорошим трамплином для перехода в полтавский клуб.

– Вы провели много сезонов с «Ворсклой», но основным игроком так и не стали. Как считаете, почему?

Доверие тренера. Так было всегда. С дисциплиной и самоотдачей у меня проблем не было. При Викторе Носове просто не ставили в состав. Это сильно било по самолюбию. Я не считал, что игрок, который выходит на моей позиции, чем-то сильнее меня. И в какой-то момент я «плюнул» и ушел в аренду в «Севастополь». Там я задержался на пол сезона, пока в «Ворскле» не появился новый тренер – Николай Павлов. Он забрал меня на сборы, где я почувствовал, что такое настоящая нагрузка. Если Пучков ставил акцент на технике, то Павлов нагружал сплошной физикой. Когда называли фамилии игроков, кто поедет на вторые сборы с командой, я даже не сразу поверил. Вот так я и дождался своего шанса в Премьер лиге. Просто какое-то время нужно было потерпеть, а дальше уже пошло-поехало. Николай Петрович не любил часто менять игроков, экспериментировать с составом – в определенный момент я хорошо себя зарекомендовал и он понял, что мне можно доверять.

– Больше всего матчей в составе «Ворсклы» вы провели в сезоне 2010-2011, когда украинский чемпионат был на подъеме, а в составе «Шахтера» играли такие звездные футболисты как Виллиан, Алекс Тейшейра, Фернандиньо, Дуглас Коста… Часто их били по ногам?

Я не такой человек. Установка была такая, что только за счет командных действий их возможно остановить. Иногда даже получалось, как, например, в Кубке Украины. Против таких команд настраивать себя не особо приходится. Но даже против «Шахтера» мы пытались всегда вести свою игру – прессинговать, проводить атаки. Если весь матч оборонятся, то никогда не выиграешь. Конечно же исполнительское мастерство у игроков «Шахтера» отличалось от других команд. Какой-то полумомент – и они забивают. Вроде ничего не дали сделать – все равно гол. Эти футболисты доказывали своей игрой в каждом матче, что они достойны выступать в Англии или других топ-чемпионатах. Помню, выходит Виллиан на замену и начинает мотаться с Тейшейрой, как их ловить – непонятно. Приходилось гоняться за ними по всему стадиону. Скорость работы с мячом – бешеная, принятие решений – всегда нестандартное. Было конечно тяжело, но как-то сражались. Навсегда останется в памяти финал Кубка Украины, когда «Ворскла» все-таки победила «Шахтер».

– Теперь, когда прошло столько времени, как вы считаете, почему в Запорожье не сумели раскрыть ваш потенциал, а вот другие специалисты поверили в талант?

Сложно сказать. Может, потому что мало внимания всегда уделялось аматорскому футболу. Расскажу такой пример. Когда я был в «Кристалле», встречался с Олегом Федорчуком. Он говорил – мне все равно откуда этот футболист, если ему дано, если он верит в себя, то он станет профессиональным футболистом. Вот этот тренер постоянно ходил на матчи аматорского уровня, многих раскрыл в своем регионе. А ту историю он рассказал про Володю Гоменюка – будущего футболиста сборной Украины. Почему не поверили в меня – этот вопрос относится к тем людям, которые тогда работали в Запорожье. Может сыграла роль болезнь, когда в выпускном классе я все лето провел в больнице и остался вне поля зрения функционеров. Но все равно считаю, что всему своя судьба.

– Какой матч стал самым памятным в футболке «Ворсклы»?

Наверное, в еврокубках. Хорошо помню игру датского «Копенгагена». Также на моем счету еще один матч в Лиге Европы против немецкого «Ганновера». В чемпионате тоже такие были. Ну и в Кубке особенно. Конечно, остался осадок, что я тогда не сыграл в финале с «Шахтером», но эмоции конечно зашкаливали.

– В этот же период в «Ворскле» играл Василий Сачко – нынешний тренер полтавского клуба. Что можете сказать о его задатках на футбольном поле?

Как игрок он был настоящим лидером, всегда хотел добиваться результата. Заводила в раздевалке и быту, одним словом – очень хороший человек. Мы с ним продолжаем общаться, когда выпадает такая возможность. Сейчас в клубе осталось немного футболистов, с кем поддерживаю связь, но вот тренерский состав, обслуживающий персонал остались те же, поэтому всегда рад увидеться. Единственный из игроков, с кем хорошо общаемся до сих пор – это Владимир Чеснаков. Последний раз поздравлял его по телефону с завоеванием бронзовых медалей

– Как вы считаете, сколько очков наберет «Ворскла» в групповом этапе Лиги Европы?

Я никогда не делаю прогнозы, но то, что они возьмут очки –  это однозначно. Если зацепятся, то могут и дальше пройти. Для «Ворсклы» это второй выход в групповой этап, поэтому хочется, чтобы выступили как можно удачнее. Команды сейчас сильнее чем были раньше, но я думаю, что у них будет нормально.

– Разговоры в «Ворскле» по поводу задолженностей перед футболистами не прекращаются до сих пор. Не общались, может, с Владимиром Чеснаковым на эту тему? Команда вышла в групповой раунд и ей полагаются солидные призовые от УЕФА, но даже результаты в чемпионате Украины говорят о том, что проблема остается не решенной.

В тонкостях ситуацию не знаю. Это их внутренние моменты. Помню, когда сам играл в Полтаве, тоже были задолженности по зарплате, но постепенно все решалось и закрывалось. Думаю и сейчас похожая ситуация, когда обязанности выполнят. По крайней мере  Константин Жеваго пообещал сделать все, чтобы команда не думала о деньгах, а спокойно играла в футбол. Понятно, что в чемпионате идет сильное давление на ребят, играть только за премиальные тяжело. Но у них есть шанс проявить себя на европейской арене, это большой престиж, деньги уже отойдут на второй план.

– Так получилось, что после «Ворсклы» вы быстро закончили с профессиональным футболом. С чем это связано и почему были вынуждены покинуть полтавский клуб?

Когда ушел Николай Павлов, команду принял Сергей Свистун, он мне сразу сказал: тебе контракт продлевать мы не будем. Сказать, что я огорчился в тот момент – ничего не сказать. Расставаться с «Ворсклой» приходилось со слезами на глазах. У меня еще желание поиграть было, как раз опыта набрался, а тут в один момент тебе говорят «нет». Тогда осталось за бортом человек пять-шесть. Мы даже устроили себе банкет, но сидели там как на похоронах (смеется). Это теперь вспоминаешь такое с улыбкой, но тогда было очень грустно.

– Из профессионалов почти сразу в аматоры. Неужели так тяжело восприняли уход из «Ворсклы»?

Тогда я вернулся в Запорожье, где с «Металлургом» работал Сергей Пучков. Помощником у него был Константин Полищук. Сам он из Николаева, поэтому предложил мне поехать играть туда в Первую лигу. Я, конечно, согласился, но после «Ворсклы» меня уже сильно тянуло домой. В Полтаве я провел пять с половиной лет, привыкла вся моя семья, однако пришлось покидать город. В «Николаеве» сразу стало понятно, что на долго меня не хватит. Те же проблемы в бытовом плане, потом уже и с финансированием, поэтому принял решение не мучить себя и окончательно вернуться в Запорожье. Президент «Мотора» Виктор Алексеевич Лунин сразу предложил мне играть с ними.

– Но в регионе была еще одна амбициозная аматорская команда – «Таврия-Скиф», которая строила свою философию через опытных игроков. Наверное, вы бы гармонично вписались в этот коллектив. От них не поступало предложения?

Да, «Таврия-Скиф» на меня выходила. Когда-то даже я отпрашивался с «Мотора», чтобы сыграть с ними один матч на Кубке Приднепровья. Мне позвонил Максим Скороходов, у них были проблемы с центральными защитниками, и попросил меня выручить. Мы тогда проиграли, но по мне претензий не было. Предлагали остаться, но я свой выбор не изменил. «Таврия-Скиф» – очень хорошая команда, однако мне хотелось добиться результатов с «Мотором».

– Много лет вы провели с «Мотором», выступая только в городских и областных турнирах. Теперь добавился еще аматорский чемпионат Украины. Уровень этих соревнований гораздо ниже по сравнению с Первой или Второй лигой?

Я общаюсь с многими людьми, которые продолжают играть во Второй и Первой лиге, да и сам это вижу – аматорская лига ничем не уступает профессиональной. Конечно, мы не берем в счет Премьер Лигу. В аматорском первенстве мы провели шесть туров, уровень очень хороший, некоторые клубы точно не затеряются во Второй, а может и Первой лиге. Единственный момент – это финансирование. У профессиональных клубов просто требования выше. Кстати, я считаю, что «Мотор» тоже сможет достойно бороться во Второй лиге.

– Руководство ведет работу в этом направлении? Рассматриваете выход на профессиональную арену?

Разговоры такие ходят. Команда, инфраструктура – все есть. Дальше решать только руководству. Для завода иметь свой клуб во Второй лиге – это имидж. Есть, конечно гандбол, но это совершенно другой уровень – практически мировой. Если будет желание сделать футбольную команду, все игроки будут очень признательны.

– Вы успели засветиться также в футзале и даже были замечены в пляжном футболе. Чем закончился этот эксперимент?

Я очень люблю футбол во всех его проявлениях, но этот эксперимент, как вы говорите, все же закончился. Когда-то меня приглашали даже в «Катран». Мой друг Александр Моргунов содержал ту команду и сам в ней играл. В какой-то момент начинали привлекать к тренировкам за «ДСС», им нужен был крепкий защитник. Саша Моргунов был тогда играющим тренером. Я пару раз позанимался с ними и понял, что это все-таки не мое. Очень много челночной работы, а это быстро утомляет. Я ему честно признался и поблагодарил за приглашение, но большой футбол мне нравится гораздо больше. Так ему и сказал. Был еще «Имекс», где собрались опытные исполнители, например, Рамис Мансуров, тот же Сергей Ломака, с которым играем сейчас в большой футбол. Если говорить про футбол пляжный, то выступал немного за команду «Мотор Сич».

– Вы когда-то считали количество команд, чью капитанскую повязку носили?

Наверное, только в «Угольке» я не был капитаном. Еще конечно в первой команде «Ворсклы». В дубле носил повязку, мне тогда еще Николай Павлов постоянно говорил, что я должен быть для них дядькой. Еще, когда со мной не хотели продлевать контракт, Вадим Прокопененко – тренер дублирующего состава обращался к руководству, чтобы меня назначили его помощником, но распоряжения такого не последовало.

– Вам сейчас 36 лет, вы в прекрасной форме. Выходит, что последнего слова в футболе еще не сказали?

Время покажет, надеюсь, что нет. Самое главное – здоровье, если организм будет нормально воспринимать нагрузки, буду бегать сколько смогу. И выкладываться, и делать все для команды, чтобы она побеждала. Как говорит наш президент Виктор Алексеевич Лунин, задача всегда одна – только первое место. Если на аматорский чемпионат это конкретно не оговаривалось, то мы все равно понимаем, другого результата от нас не ждут. И поверьте, мы еще многих удивим в этом сезоне.

Фото: vorskla.com.ua

Руслан Левицкий,  Аматорский спорт Украины

Погода