Інтерв'ю гравців, тренерів - 20-01-2007, 08:01 - admin 709

Владимир Борисов: Последний из могикан

Владимир Борисов: Последний из могикан

Иных уж нет, а те — далече. Так или примерно так можно сказать по поводу футболистов полтавской команды образца 1957-го года. Прошло 50 лет с тех пор, как “Колгоспнык” получил заветный статус команды мастеров, а с ним — и штатное расписание.

В живых из игроков того состава остались немногие, однако, многолетний капитан полтавчан Владимир Борисов — по прежнему в строю и продолжает активную деятельность, занимаясь проблемами городского и областного футбола. Владимир Александрович показывает свою трудовую книжку — документ по-своему уникальный, развенчивающий напрочь миф о том, что наши спортсмены в советские времена были аматорами. 72-летнему Борисову есть что вспомнить и о чем рассказать, более того — у него имеется желание даже написать книгу воспоминаний об истории полтавского футбола. И вправду, если не он, то кто еще может сделать это честно и беспристрастно?

Борисов – коренной киевлянин, родившийся и выросший на Подоле. “Мы были дети улицы”, – не без улыбки вспоминает ветеран. Воспитанник динамовской футбольной школы попал в Полтаву аккурат тогда, когда Безносенко собирал здесь первый по-настоящему профессиональный коллектив. В Киеве Борисов не один год отыграл в динамовском дубле, и, если бы не “командировка” в Полтаву, не сомневается, что заиграл бы и в основном составе тогда еще далеко не самого сильного клуба страны.

– В детстве я любил играть в нападении, – говорит Владимир Александрович. Однако наш тренер – знаменитый Антон Леонардович Идзковский, тот самый, который стал в свое время прототипом главного героя фильма “Вратарь республики”, дал на первой же тренировке мне футболку с третьим номером. “Не волнуйся, она попала к тебе случайно” – сказал Антон Леонардович, поймав мой смущенный взгляд и добавил: “Кто не умеет играть, тот вообще становится в ворота”. Шесть групп подготовки во время тренировки основного состава команды в обязательном порядке присутствовали на стадионе. После каждой тренировки Идзковский подходил к ребятам и спрашивал: “Что тебе понравилось сегодня больше всего?”. Так шла каждодневная кропотливая, но очень плодотворная работа.

Как сейчас помню свою первую зарплату в динамовском дубле -80 рублей. А вот как отыграл первый матч за дубль – не помню совершенно. Шел 1951 год, мы встречались со сталинградским “Трактором”. Тяжелые были времена, послевоенные. В основном составе киевлян было много фронтовиков. Жилин на тренировки и матчи приходил в шинели. Главным тренером был Окунь, но дублю он уделял не много внимания. Условия у нас были хорошие -четырехразовое питание, несколько комплектов формы, в том числе и настоящие шерстяные костюмы – большая редкость по тем временам. Кроме зарплаты выдавали нам и талоны на питание. Отоваривать их можно было в ресторане “Спорт” возле стадиона имени Хрущева (ныне – ИСК “Олимпийский”). У меня дома подрастали два брата, поэтому продукты никогда не были лишними.

Основной состав регулярно, примерно два раза в месяц встречался с дублем. Эти матчи никогда не были легкой прогулкой для первой команды. Мы шлифовали свое мастерство в таких играх, а на ссадины и ушибы совершенно не обращали внимание. Смотришь на нынешних футболистов и удивляешься – ну разве это подкаты, разве это борьба? Я слыл жестким, но надежным защитником. Вместе с этим за свою многолетнюю карьеру ни разу не удалялся с поля. Что сделал со своей первой зарплатой? Принес домой, отдал матери – она расплакалась. Через много лет, когда в ее доме присутствовало много родных, она развернула платочек и отдала мне те 80 рублей.

В Полтаву я приехал в апреле 1957 года. Тогда в Союзе повсеместно создавались новые команды. В Узбекистане был “Пахтакор”, в Казахстане – “Кайрат”, а на Украине – “Колхозник”. Разговаривал со мной Петр Безносенко, он убедил ехать в новую команду. В Киеве сел в новенький рейсовый “Икарус” и вышел в Полтаве, на старой автостанции, что по улице Шевченко. Встречает меня администратор и селит в обкомовское общежитие. Так все начиналось. Команда у нас подобралась интересная. Были закарпатцы, киевляне, москвичи, а с ними – одессит Хоростецкий и единственный полтавчанин Хижняк. Поднимали команду все вместе. Интересно, что все ребята сразу же вписались в коллектив. У нас было отличное взаимопонимание, казалось, что мы уже не один год играем вместе. Устроили меня на работу, для галочки, конечно, главным садовником на 20-й завод, который был, между прочим, секретным объектом, а на “Продмаше” я числился слесарем шестого разряда. Сами понимаете, что наша основная работа была на футбольном поле.

Как мы выкладывались в играх… После матча бывало в раздевалку приходили желтые, рвали желчью, но все равно порой оставались собою не довольны. Нас так воспитывали, что коль ты одел футболку клуба – обязан играть для его болельщиков, для зрителей. Мы отдавались игре сполна, сейчас у футболистов этого нет. То ли жизнь поменялась, то ли менталитет. На наш земляной стадион приходило до 20 тысяч зрителей. Выходишь на арену, словно на корриду, где тебя поддерживает разъяренная толпа. В других городах, где зрителей на стадионах было поменьше, и настроение, честно говоря, было другое. Мы чувствовали гордость за свой город, за свою команду. У нас в составе было много талантливых ребят. Однако, сам талант, без трудолюбия ничего не стоит. Поэтому мы “пахали” на футбольном поле, как проклятые.
Мы показывали мощную игру и летом 1957 года к нам в гости приехал столичный представитель. После определенной политической “обработки” он сказал, что нам доверена высокая честь представлять Советский Союз на Играх сельской молодежи социалистических стран, которые состоятся в Польше. Это был очень важный момент в судьбе команды. Готовились к турниру мы в Одессе, где нам были организованы полноценные сборы. Для всех ребят пошили костюмы, закупили зеленые фетровые шляпы, новые сумки, стильные белые шарфики. Одним словом, Европа. КГБ проверял всех очень тщательно – у кого кто бабушки и дедушки. Ходить всем наказали исключительно по пятеркам. Тренировал нас в ту пору Иосиф Лифшиц. Организатор до мозга костей, тонкий психолог, преданный футболу человек. Он обладал хорошими качествами, но становился жестоким если дело касалось футбола и не добросовестного к нему отношения. Я всегда старался подражать тем людям, которые были искренне преданы игре. Уже тогда понял насколько велика роль главного тренера в команде.

В Польшу приехали восемь команд, которые определяли лучшую по олимпийской системе, на вылет. Первый матч с огромным трудом мы выиграли у болгар, причем минут за десять до финального свистка при счете 0:0 наш вратарь Тисовский взял пенальти. Второй матч мы проводили с немцами из ГДР, которые не стеснялись бить изподтишка и называли нас “коммунистами”. Их мы обыграли с тем же минимальным счетом и вышли в финал, где нас ждала мастеровитая и техничная румынская сборная. В решающем матче нам было полегче – мы забили два “сухих” мяча и только тут почувствовали, кто мы такие и что сделали для страны. Заиграл гимн Советского Союза и слезы сами собой накатились на глаза наших ребят. Столько было гордости за нашу команду, наш город, нашу страну. Мне вручили большую вазу, – переводчик объяснил потом, что меня признали лучшим игроком турнира. После банкета наш посол в Польше объявляет: команда остается отдыхать еще неделю. Вот так мы “прорубили” окно в Европу – наш родной город после этого был всем хорошо известен и принимал ежегодно несколько зарубежных клубов. Капитаном той полтавской команды был Юрий Никитин, а уже со следующего, 1958 года с повязкой на поле команду выводил я. Причем, капитана команды у нас выбирали сами ребята.

Считаю, что и сейчас команда не может быть оторвана от болельщиков. То, что творится сегодня – в мо, Носов комплектует команду так, как, на мой взгляд, этого нельзя делать. Не понимаю, зачем нам все эти ДЮСШ, спортшколы – кому мы готовим резерв, если из полтавских ребят в “Ворскле” все равно никто играть не будет. Давайте будем работать на Днепропетровск, на Харьков, Киев. Виктор Васильевич ест наш с вами полтавский хлеб, продолжая работать на Донецк. Когда-то давно он отдал в “Шахтер” Ошенкову полтавчанина Виталия Старухина. После чего Ошенков отблагодарил его, взяв к себе в Донецк. Все возвращается на круги своя. Скажите, кто из молодых игроков дубля будет играть в основном составе? Уверен, ни один человек. Не знаю каким образом выйти из создавшейся ситуации. Не знаю, почему “Ворскла” так боится создать клуб ветеранов, куда вошли бы люди, отдавшие команде много лет своей жизни. Думаю, что если все пустить на самотек и не вмешаться – мы просто погубим наш клуб.

Станислав МАЙЗУС, Дмитрий ГОВТВЯНИЦА. “Полтавщина. Спорт”

Погода