Йордан Петков: «Приехал в Украину играть в футбол»
Нещодавно один з футбольних сайтів розпочав цікаву рубрику під назвою “Інтерв’ю з минулого”. В ній друкуються інтерв’ю, які були взяті в футболістів багато років тому, проте не втратили своєї актуальності. Ми також започатковуємо цю рубрику й першим пропонуємо згадати болгарського захисника “Ворскли” Йордана Петкова. До вашої уваги його розмова з Ігорем Романовим в серпні 1999-го року.
– Йордан, читателям, наверняка, интересно будет узнать, как начиналась твоя карьера.
– Я родился 11 марта 1976 года в Велико-Тырново. Там же и начал играть в футбол, занимался в местной футбольной школе. Дальше – все как у всех: по окончании школы меня призвали в армию, таким образом приобщился к армейскому футболу – выступал за команду Вооруженных сил (если сравнивать с Украиной – то это была команда уровня вашей 2-й лиги). После службы мне предложили играть в команде «Этыр» из моего родного города и я подписал контракт на 5 лет. Два года мне удалось поиграть в болгарской высшей лиге. Ну, а потом вы уже знаете – я перешел в полтавскую “Ворсклу”.
– Сегодня ты уже имеешь приблизительно одинаковый опыт выступлений на высшем уровне в Болгарии и в Украине – поэтому можешь сравнить…
– И в Украине и в Болгарии можно сказать, футбол – спорт № 1. В вашем футболе уделяется внимание физической подготовке, здесь и играют пожестче; а в остальном… В Болгарии тоже есть 3-4 команды на голову выше остальных.
– Как ты считаешь, почему применительно к Болгарии справедлив постулат: «Слабые клубы – сильная сборная».
– Болгарские клубы понимают, что при ограниченных финансовых возможностях они не в состоянии подготовить высококлассных футболистов, поэтому лучших своих игроков вынуждены отпускать за границу. Это, конечно же, не способствует профессиональному росту команд.
А приезжая в сборную, футболисты стараются продемонстрировать все свои лучшие качества, потому что понимают – они играют за свою родину, а это почетно и престижно. Жаль, что сегодня нет той игры и успехов, которые были достигнуты сборной Болгарии в 1994-1996 г.г. Многие уже закончили играть, некоторые отказались…
– А вот лично у тебя остались какие-то впечатления от матчей Кубка мира-94?
– Я видел все матчи по телевизору. Во всей Болгарии наблюдался поголовный и повсеместный футбольный бум. Все пребывали в шоковом состоянии от неожиданных успехов сборной Болгарии. Во время матчей улицы городов вымирали. А после побед нашей команды все радовались просто как дети, и были счастливы. Мне никогда такого ещё не приходилось видеть.
– Из той, без преувеличения, великой команды с кем-то удалось познакомиться?
– Я в хороших отношениях с игроками сборной, выходцами из великотырновского «Этыра» – Трифоном Ивановым, Красимиром Балаковым, Ильяном Кирьяковым. О победах болгарской команды в США я знаю ещё и по их рассказам.
– Йордан Петков в своё время тоже имел честь представлять Болгарию на международной арене?
Действительно; меня приглашали в молодежную сборную. Я играл против российской молодежки в Москве, несколько раз меня призывали в команду на товарищеские игры, ну, а потом мне исполнилось 22 года и я «вышел из возраста».
– Как чувствуешь – карьера Йордана Петкова в сборной Болгарии ещё не закончена?
– В молодежной команде – да, ну а в национальной… Для любого футболиста игра за сборную – это почетно. Так и для меня.
– Сегодня, играя в Украине, как-то следишь за болгарским футболом? За родным «Этыром»?
– Родная команда сейчас, к сожалению, вылетела из высшего дивизиона и борется во 2-й лиге, а о лидерах и фаворитах мне трудновато судить, ведь за последние полтора года в Болгарии удалось побывать всего-то 3 раза.
– За сборную Болгарии переживаешь?
– Конечно.
– Как думаешь – есть шансы пробиться на Евро-2000?
– Думаю, что шансов нет никаких. И это в Болгарии сегодня понимают все. Сегодня в сборной происходит смена поколений, обыгрывается новый состав. Но за престиж болгары будут бороться в каждой оставшейся игре.
– Заканчивая тему – можешь назвать “национальные особенности” болгарского футбола?
– Болгарский футбол – это красивый, техничный футбол. Я бы сказал так: меньше физики, больше техники.
– Поговорим об украинском периоде твоей карьеры. Как возник вариант с «Ворсклой»?
– Это произошло во многом благодаря удачным выступлениям ещё за «Этыр» и болгарскую молодежную сборную. Меня отметили, было несколько публикаций в местной прессе: заинтересованность проявляли сначала болгарские клубы: «Левеки» (София), ЦСКА (София). Потом в клуб приехал представитель «Ворсклы» – Сергей Иванович Собецкий. Просмотрел один матч «Этыра», в котором играл и я. Взял кассету с записью игры. А зимой 1998 года меня пригласили в Полтаву. Руководство «Этыра» посчитало предложение полтавчан более интересным и для клуба, и для меня лично. Так я оказался в Полтаве. А 2 января уже вместе с «Ворсклой» я отправился на сбор в Объединенные Арабские Эмираты, после окончания которого мне предложили подписать контракт.
– Не жалеешь, что оказался в «Ворскле», а не в том же «Левски» или ЦСКА?
– Тогда не все зависело от меня. Но сегодня – никаких сожалений. Считаю, что переход способствовал моему дальнейшему профессиональному росту, закалил меня. Ведь с легионеров везде и всегда повышенный спрос. Поэтому не позволяю себе расслабляться. Думаю, что переход способствовал приобретению только положительного опыта.
– Ты охарактеризовал болгарский футбол как менее силовой, а более техничный. Как тебе удалось так быстро адаптироваться, влиться в коллектив, закрепиться в основном составе?
– Когда только приехал, конечно, было тяжело. Я и язык-то, русский плохо знал, плюс новое окружение, новый тренировочный процесс. Было тяжело поначалу. Но привык быстро. В этом мне помогли Олег Моргун, в своё время поигравший в Болгарии, Ибрям Даил, тогда ещё выступавший за «Ворсклу». А до этого Велин Кефалов много всего рассказывал.
Сегодня, можно сказать, что адаптировался я полностью. Да и мои физические данные позволяют нормально воспринимать предлагаемые в «Ворскле» нагрузки. И я считаю, что приехал в Украину играть в футбол и оправдать деньги, затраченные на мою покупку.
– В прошлом чемпионате ты сыграл в 24 матчах и в большинстве из них выходил на поле в стартовом составе. Кроме того, проведя все игры на достаточно высоком уровне по оценкам местной прессы, ты стал одним из самых стабильных игроков. За счет чего удается достигать высокого уровня?
– Каждый раз, выходя на поле, в каждом матче, я стараюсь как можно точнее выполнить задание тренера, при этом ни на секунду не расслабляться, концентрируя внимание лишь на решении поставленных задач. Всегда хочется продемонстрировать красивую игру, чтобы и болельщиков порадовать, которые приходят поддержать команду. Хоть за «Ворсклу» я играю уже полтора года и чувствую себя в команде своим, я – все-таки иностранец, легионер и ответственность на мне повышенная.
– А отношения с болельщиками. Связь с трибунами налажена?
– Мне всегда приятно, когда после игры зрители остаются довольными игрой команды. Чувствую, что и ко мне хорошо относятся, уважают и меня, и мою семью. Даже во время прогулок с семьей по Полтаве узнают, приветствуют. Знакомые появились. Мы с женой довольны, что приехали в Полтаву.
– Неужели ей было не страшно ехать в не европеизированную Украину?
– Тогда мы ещё не были женаты. Когда я заключил контракт с «Ворсклой», я предложил ей поехать со мной. И она согласилась, сразу же, наверное, потому что любит меня. Страшно не было, наверное. Она понимала, что это моя работа. Потом мы поженились, а теперь и дочка родилась. Город спокойный, тихий. Нам нравится.
– Твою семью частенько приходится видеть на стадионе во время игр «Ворсклы». Они у тебя болельщики или же просто приходят, чтобы поддержать морально?
– Милена – прежде всего болельщица той команды, за которую я выступаю. Она всегда очень переживает, и когда победили, и когда проигрываем. Ей нравится футбол. А теперь вот и дочка, наверное, будет болеть…
– Чувство ностальгии посещает легионера Йордана Петкова? Скучаешь по Болгарии?
– Раньше бывало, теперь очень-очень редко. Ведь моя семья рядом – это главное. Нет, ностальгии, нет. Скучать не приходится, времени нет.
– А по знаменитой болгарской кухне – скучаешь?
– У меня же жена есть! Она не позволяет забыть и болгарскую кухню, да и украинская нам нравится. Ходим с ней на рынок, покупаем продукты и она готовит.
– Болгарской «банницей» часто балует?
– Иногда бывает.
– Ну, а украинский борщ уже научилась готовить?
– Пока нет. Но пробовала готовить “солянку”. Думаю, у неё получилось!
– Все-таки вернемся к футболу. За то время, которое ты провел в рядах «Ворсклы», приходилось играть против многих ведущих форвардов украинского чемпионата. Но, пожалуй, особняком стоит твоя «дуэль» с Андреем Шевченко.
– Думаю, что не сделаю открытия, сказав, что Шевченко – один из лучших футболистов Европы, а, может, и мира. Все об этом знают. Очень хороший футболист, умный, хитрый. Тяжело было против него играть.
– Как ты считаешь – удалось с ним справиться?
– Однозначно трудно ответить, но если учесть, что второй гол он забил «Ворскле» со штрафного, получается, что с моей стороны была только одна ошибка, когда он забил первый мяч. Наверное, можно сказать, что справился я процентов на восемьдесят.
– Долго переживаешь ошибку и поражение или быстро отходишь после неудач?
– Конечно, как и любой футболист, всегда переживаю за результат. Ведь, наверное, никто не любит проигрывать. Но я стараюсь побыстрее забывать негативные моменты, стараюсь побыстрее восстановить психологическое равновесие. Без этого невозможно плодотворно работать на тренировках и играть.
– А положительные моменты откладываются в памяти на более долгий срок? Что у тебя вызывает приятные воспоминания?
– Пожалуй, не забуду никогда – свой первый матч в высшей лиге Болгарии и ещё самые добрые воспоминания о вызовах в сборную.
– Украинский этап в карьере – это трамплин для последующего рывка на Запад или на родину тянет, надоело быть легионером?
– Сегодня, когда у меня действует контракт с «Ворсклой», об этом рано говорить. Когда же он закончится, все будет зависеть от руководства клуба. Теоретически для профессионального роста любого футболиста лучше подниматься постепенно от одного уровня к другому. Конечно, было бы интересно поиграть где-нибудь в Западной Европе. Ведь я уже пробовал играть в болгарском чемпионате, сегодня в украинском… Можно поднимать уровень. Но, повторюсь, все будет зависеть от меня и руководства клуба.
– А существует у Йордана Петкова высокая цель, на пути к которой невозможно найти преграды, способные задержать его на этом пути?
– Цель у меня одна: играть в футбол как можно дольше. А потом, в конце карьеры мне хотелось бы быть довольным от того, что я сумел достичь в футболе, от того, что я играл и что приносил радость себе и людям. Как получится на самом деле – пусть Бог решает.
Игорь Романов, «Спорт-Клуб» от 12-25 августа 1999 года
вологість:
тиск:
вітер: