Інтерв'ю гравців, тренерів - 05-05-2020, 08:05 - admin 3761

Владимир Артемов: «Делами клуба нужно заниматься так, чтобы быть уверенным в его завтрашнем дне»

Владимир Артемов: «Делами клуба нужно заниматься так, чтобы быть уверенным в его завтрашнем дне»

Сьогодні рубрику “Інтерв’ю з минулого” продовжує розмова Станіслава Майзуса з Володимиром Артьомовим – людиною, без якої були б неможливими успіхи “Ворскли” кінця 90-х. На жаль, Володимира Івановича не стало в серпні 2012-го року. Пропонуємо згадати президента полтавського клубу й приципи, якими він керувався, знаходячись на чолі футбольного господарства. 

Не хочу быть «свадебным генералом»

– Владимир Ивано­вич, вы – директор крупного предприятия и одновременно прези­дент клуба. Не сложно ли вам совмещать оба поста, и вообще, на­сколько сложно быть президентом футболь­ного клуба – ведь это не только большая честь, но и огромная от­ветственность?

– Да, обе должности предполагают немалую ответственность. Работы хватает и на предприятии, и в клубе, и я не могу ска­зать, что та или другая работа более или менее ответственна. И та, и дру­гая, помимо ответствен­ности, требует вложения сил, желания и опреде­ленной вдумчивости. Я уже как-то говорил, что определенный период времени был в футболь­ном клубе в качестве «свадебного генерала». Основные, глобальные штрихи мы, конечно, об­суждали, но самой жиз­нью клуба я, естественно, не жил. Со временем я понял ущербность данно­го положения вещей – так не должно быть – ра­бота требует ответствен­ности. И я решил, что если уж работать – то в полную силу, узнать жизнь клуба изнутри и владеть информацией о жизни клуба. Здесь ведь собраны люди, характеры, жизненные ситуации, ко­торые нужно учитывать. Это – не промышленное производство. Професси­ональный спорт имеет массу тонкостей и нюан­сов, и чтобы грамотно ру­ководить, нужно в своей работе все это знать и учитывать.

Многие спрашивают меня – не жалею ли я, что работаю, помимо всего прочего, президентом футбольного клуба? Нет, не жалею. И с каждым годом, чем больше и луч­ше я познаю спортивный мир, это желание возрастает. В клубной работе мне помогали, помогают и, надеюсь, будут помо­гать более опытные кол­леги, которые оказывают мне существенную по­мощь.

– Первые годы ва­шего президенства все­ми делами клуба руко­водил Виктор Пожечевский.

– Действительно, пер­вые три года моего пре­зидентсва в клубе, им, по сути, руководил Виктор Александрович – он и ди­ректор клуба был, и глав­ный тренер команды. При этом вел все основные направления деятельнос­ти – я ему доверял, и не столь глубоко вникал в жизнь коллектива. Тогда я, возможно, не до конца понимал, что для того, чтобы правильно органи­зовывать – не на один день, и не на два, надо иметь перспективную цель. Все возлагалось на Пожечевского и его кол­лег. Однако со временем я понял, что это – проти­воестественно, что так не должно быть. Противоес­тественно, чтобы прези­дент не владел ситуаци­ей, не владел жизнью, кол­лектива. В футболе иног­да бывают случаи, когда необходимо влияние президента, его вес и авторитет в решении определенных вопросов. Ребята-футболисты часто задают вопросы, направленные именно к президенту. А та однобокость была непонятна многим, в том числе и футболистам, и вызывала вопросы. Чтобы они больше не возникали, я пришел к выводу, что клубом нужно заниматься сполна – чтобы дело двигалось вперед, ситуация стабилизировалась и мы были мощнее. Скажу вам честно – раньше мы жили несколько однобоко – да, был взлет, да, были победы, медали, выход в Европу. Была эйфория, слава – «Ворскла», едва войдя в высшую лигу, сразу же финишировала третьей. Я, как новичок, тоже был увлечен этой «волной», но где-то в глазах специалистов, знатоков и ценителей футбола – а мне приходилось встречаться со специалистами высокой квалификации, людьми знаменитыми и авторитетными, так вот, в глубине их глаз читалось: «Погодите, посмотрим, что дальше-то с «Ворсклой» будет». Доброжелательность людей была очевидна, но тень сомнения была налицо. Они были правы – после взлета мы резко рухнули вниз и стали думать не о Европе, а о том, как бы из высшей лиги не вылететь. В очередной раз подтвердилось то, что клубом нужно заниматься так, чтобы быть уверенным в его завтрашнем и даже послезавтрашнем дне. Над чем мы, собственно, сейчас и работаем. Мы несколько перестроили свою работу, коллектив в клубе значительно обновился, после падения встал вопрос о новом тренере команды. Я думаю, что мы не ошиблись, доверив Анатолию Дмитриевичу Конькову возглавить нашу команду.

Юноши? Я думал, их нет

Наряду с основной ежедневной работой по главной, команде больше стало внимания уделяться «Ворскле-2», стали мы серьезнее заниматься с юношами. Мы общаемся с тренерами этих команд, решаем все необходимые вопросы, касающиеся нашего ближайшего резерва.

Дополняю, к слову, ответ на ваш первый вопрос – раньше я вообще не знал, есть ли у нас юноши, как они работают, чем занимаются. Я думал, что их нет. Просто в работе об этом раньше речь не заходила – а ведь здесь был ответ на вопрос, почему мы бесконечно покупаем футболистов, почему клуб несет такие существенные затраты. Ранее я этих вопросов не задавал – просто Пожечевский – мощный, знающий тренер, который долго работал на футбольном поприще – ему было полное доверие. Я не могу сказать, что он не занимался юношами, что он не занимался нашим резервом. Просто тогда, не знаю уж почему, основная ставка делалась на главную команду. В принципе, это, возможно, тогда было оправдано – был показан результат работы коллектива и руководства клуба. Это привлекло серьезное внимание к футболу жителей Полтавы и области, тогда наш стадион отличался массовостью, и команда была лидером по количеству зрителей, посещающих матчи. Все это вместе, вкупе с выходом на евроарену, подогревало самолюбие, чувство собственного достоинства. Однако проскальзывала мысль – а надолго ли все это? Без базы, без основательной подготовки резерва так долго быть не могло, ведь 90% внимания по всем статьям уделалось первой команде.

Если же подойти к этому по-философски, то, быть может, взлет «Ворсклы» и показал те стороны, которым уделялось недостаточно внимания. Можно вырваться, поднапрячься, но так, как раньше, долго продолжаться не могло – система не могла вынести такого постоянного напряжения и должна была лопнуть. Она и лопнула, и теперь мы начинаем работать, учитывая то, что дом нужно строить с фундамента, а не с крыши и со стен. Мы знаем, что должно, образно говоря, находиться на «первом этаже», «на вгором» и т.д. Работа эта длительная, за год всего не охватить, учитывая то, какое в стране, да и, в частности, на нашем предприятии, экономическое положение. Укрепление системы, ее становление требует больших усилий всех заинтересованных сторон – и городских властей, и руководства области. Я не могу сказать, что мы одиноки и работаем сами по себе. Очень большое внимание уделяет жизни клуба и его становлению, усилению, росту глава нашей областной администрации Александр Александрович Колесников и мэр Полтавы Анатолий Тихонович Кукоба. Мы им очень благодарны за внимание к нам и всестроннюю поддержку. Они активно участвуют в обновлении стадиона «Ворскла», в обеспечении транспортом, экипировкой. Просто-напросто одним своим участием они вселяют в нас дух уверенности в завтрашнем дне.

– Ни для кого не секрет, что футбол – дорогое удовольствие. Что, на ваш взгляд, мешает нашему футболу, чтобы люди вкладывали в него деньги? Когда он сможет превратиться в бизнес?

– Если говорить о зарубежных инвесторах, которые могли бы вложить в клуб деньги, а мне приходилось с ними сталкиваться, – они не столько «больны доброжелательностью», сколько желанием взять. Меня порой удивляет такой подход: наши бизнесмены не стесняются заниматься чистой благотворительностью. Они же сразу задают вопрос: «А что я буду с этого иметь?» Как что? Будем делать вам рекламу, будет совсем неплохо, если на футболках появится эмблема вашего предприятия. Они с улыбкой это слушают и вопрошают: «А еще?» Когда западные бизнесмены смотрят на нашу систему футбола, они понимают, что не будут с этого иметь ничего. Наш футбол пока предназначен для миллионов наших болельщиков и клубы пока не делают на этом бизнес. На Западе – совершенно иной подход. Единичные случаи поддержки были – со стороны возрождавшейся Полтавской газонефтяной компании и от наших полтавских коммерсантов, помогавших становлению клуба.

Руководство «Ворсклы» между тем не сбрасывает со счетов и возможность самостоятельно зарабатывать деньги на содержание клуба. Я с вами согласен – это удовольствие дорогое, поэтому полагаться лишь на благотворительность – значит не видеть завтрашнего дня.

Наша команда по своему потенциалу довольно мощная: была проведена определенная работа в плане комплектации, и хотя, может быть, пока нам многого не хватает еще чисто в футбольном аспекте, но болельщики видят прогресс. Потенциал у ребят большой – его нужно развивать и развивать. Мы рады тому, что в коллективе царит обстановка доброжелательности и дружелюбия – это очень важный фактор. Самое главное – ребята чувствуют плечо друг друга и способны еше прибавить.

– Владимир Иванович, вы раньше об этом как-то не распространялись, и все же, скажите, как вы отреагировали на прошлогоднюю отставку Виктора Пожечевского?

– Не стоит об этом говорить. Люди по истечении времени склонны приплюсовывать к тому, что было, еще и то, чего не было. Для нормального человека – это просто информация к размышлению, для недоброжелателя – очередной повод для досужих разговоров. Повторюсь: я Виктора Александровича уважал, уважаю и, надеюсь, буду уважать. Очень хорошо, что он нашел применение своим силам, опыту и знаниям в Ахтырке и дай Бог ему успехов на новом месте.

Футболом не увлекаются – им живут

– Как ваша семья отреагировала на то, что вы в последние годы увлеклись футболом?

– Не совсем согласен с определением «увлеклись». Это на первых порах было увлечение, а сегодня – работа, которая вдохновляет и поднимает настроение. Увлекаться можно женщинами, вином, цветами. Футболом увлекаться нельзя – им нужно жить. Футбол – это большая работа, которая делается из осознания потребности в ней и пользе, которую эта работа приносит людям, коллегам, городу.

Ну, а семья смотрела на меня с определенным удивлением – появился новый круг интересов, знакомых, и в основной массе – это очень хорошие люди. Расширилась сфера общения: когда мы вошли в высшую лигу, а затем стали там бронзовыми призерами, на нас обратили пристальное внимание телевидение, радио, пресса. Дочери раньше были к футболу равнодушны, но часто то в одном, то в другом месте, совершенно себя не объявляя, становились невольными свидетелями разговоров о клубе, об Артемове, о Пожечевском. Имена игроков и руководителей были на устах даже у тех людей, которые никогда не ходили на футбол. Эти массы и «закрутили» семью и теперь футбол занимает в их душе свой уголок. Скажу честно – семья никогда не препятствовала тому, что я занимался футболом, несмотря на то, что работа в клубе отнимает много времени и нервов.

Вы правы – и на производстве нынче – не мед, как и во всей стране, и мои домашние, возможно, ожидали, что я переключусь полностью на производство. Но сегодня они привыкли и переживают за команду. А для меня смена работы – лучший отдых. Не обязательно ведь после трудного дня улечься поудобнее на диванчик и посмотреть телевизор. Вот я и сочетаю, так сказать, приятное с полезным. Встречаясь с коллегами в футбольном клубе, я быстро восстанавливаюсь после рабочего дня. Да, приходиться много трудиться, но очень приятно, что мы делаем большое и нужное дело, и оно получается.

– У вас никогда не возникло желание бросить все…

– …И уехать в Урюпинск? Не всегда все идет гладко, от ошибок ведь никто не застрахован. Иногда отрицательные эмоции, связанные с какими-то проблемами, накапливаются, но мы делаем все возможное, чтобы ни финансовые, ни жилищные, ни какие-то другие проблемы не мешали футболистам нашей команды демонстрировать свое мастерство. Я такой же человек, как и все – конечно, всякое было, но это наносное, и быстро проходит. Главное – дело – остается.

– Вопрос вам, как болельщику. Игра кого из футболистов «Ворсклы» импонирует вам больше всего?

– Да я всех ребят уважаю и люблю, и каждый из них мне нравится по-своему: и Игорь Мачоган, и Сергей Леженцев, и Виталий Кобзарь. У каждого из них – свой характер, свой игровой почерк, своя изюминка. Когда-то я сам начинал играть в футбол и мне очень нравилось стоять в воротах. Еще с тех давних пор мне нравятся вратари – и сейчас я любуюсь тем, как защищает ворота «Ворсклы» Андрей Ковтун. Как-то мы смотрели матч вместе с Григорием Суркисом и он дал очень высокую оценку игре нашего вратаря – мне было очень приятно, что наши симпатии совпадают.

– Владимир Иванович, вы – редкий гость на телеэкранах и на страницах газет. Почему? Как вы относитесь к прессе в целом?

– Я очень положительно отношусь к тому, чтобы пресса, радио и телевидение освещали наш футбол. Безусловно, не стоит при этом, мне кажется, забывать и о зарубежном. Я только за, если футбол будет освещаться в СМИ как можно шире и глубже.

Почему я мало появляюсь на телеэкране и в прессе? Навреное, просто я не такой человек, чтобы вокруг меня и моего имени поднималась шумиха – мне это не нужно, и вообще такого я склада человек. Подождем лучших результатов команды – тогда и будет о чем поговорить.

– В одном из интервью Григорий Суркис сказал, что годовой бюджет киевского “Динамо” составляет около 15 миллионов долларов. А какой он, интересно, у“Ворсклы”?

– Думаю, вы поймете меня правильно, если я не буду называть конкретных цифр. Зарплаты игроков и обслуживающего персонала не оглашаются – это, по меньшей мере, неэтично. Никому не дозволено смотреть в чужой карман. Мы в начале нашего разговора уже говорили о том, что футбол – удовольствие дорогое. Скажу так – затраты на него значительные. Вы чисто арифметически прикиньте основные статьи наших расходов – одна пара бутс, к примеру, стоит почти 300 долларов, форма – примерно столько же, а ведь футболисты имеют жилье, зарплату, которая должна обеспечить его семью. Как и везде в мире – наши ребята отдают свои силы и здоровье в тяжелом труде сполна, ущемляя зачастую себя в некоторых жизненных удовольствиях. Переезды, перелеты, гостиницы, питание – все требует больших затрат.

Все это удается добывать с трудом – спасибо спонсорам, любящим и понимающим футбол людям и организациям, которые нам всячески помогают – их поддержку мы ощущаем и ценим.

– Какие ближайшие перспективы развития футбольного клуба?

– Сегодня мы занимаемся жизненно необходимыми клубу вопросами – базой, тренировочными полями и т.д. Это ведь нонсенс – ребятам все это время просто негде было тренироваться. Специалисты, с которыми мне приходилось разговаривать, были поражены, как без соответствующих условий для работы, «Ворскле» удавалось достигнуть высоких результатов. Сейчас мы и занимаемся базисом – строятся два поля на Крутом Берегу, планируем еще два в будущем возвести на нашей базе в Марках, которую также хотим оборудовать самым лучшим образом. Ну, а когда «фундамент» клубного хозяйства будет возведен, можно будет говорить о дальнейших его перспективах развития.

Всем нашим болельщикам хочу пожелать по-настоящему любить родную команду, поддерживать ее в каждом матче и вместе с ней идти к новым победам!

Станислав Майзус, газета «Спорт-Клуб» №13 от 23 сентября 1999 года

Читайте також: Владимир Артемов: «И тогда Суркис не взял с собой Сабо в самолет…»

Погода